Заметки о фестивале «Звёздное небо-2010»

Автор: Владимир Ножкин, (материал выражает личную точку зрения автора), 07.09.201

С 3 по 5 сентября в доме отдыха «Маралсай», что в 30 километрах от Алматы, состоялся первый фестиваль авторской песни под названием «Звездное небо».

Организаторы постарались перед фестивалем оповестить о нем как можно больше любителей авторской песни, проведя массированную рекламную компанию в Интернете, активно рассказывая о предстоящем событии в различных сообществах. Благодаря организаторам фестиваля — Сергею Шустеру, Галине Горшковой, Елене Снежко, а также «летающей» Юле Горшковой заявленная фестивальная программа была выполнена.
Большая команда прибыла на фестиваль из солнечного Узбекистана. Всего в узбекской делегации было 28 человек.
Преодолев нелегкие в наше время пограничные рубежи, узбекские друзья внесли большое оживление в ряды участников фестиваля обогатив и его творческую составляющую.
Программа фестиваля предусматривала три дня заполненных концертами, ночным общением, а также мастер-классом «Традиции в авторской песне». В первый день состоялось открытие фестиваля и концерт-знакомство с представлением всех участников.
Открытие прошло, как и полагается, торжественно и сопровождалось подъемом флага фестиваля, что отчасти щемяще напомнило пионерское детство. Концерт же получился насыщенным и длился четыре с половиной часа. Это время вместило выступления всех участников фестиваля и членов жюри.
Состав жюри фестиваля «Звездное небо» был таким:
Константин Диссель (Казахстан) — Председатель жюри
Темур Валитов (Узбекистан)
Виктор Антас (Казахстан)
Арнольд Смородин (Узбекистан)
Анатолий Олейников (Россия) (Председатель Сибирского фонда по увековечиванию памяти Владимира Высоцкого)
Александр Болодурин (Узбекистан)
Лидия Коваленко (Казахстан)
Второй день включал в себя несколько мероприятий — прослушивание, мастер класс «Традиции в авторской песне» и вечерний конкурсный концерт. Прослушивание участников проводили председатель жюри Константин Диссель и главный гость фестиваля Анатолий Олейников из Новосибирска. Мастер-класс «Традиции в авторской песне» провела Вета Ножкина, которая сразу оговорилась, что правильней тему мастер-класса обозначить, как «Традиции в бардовской песне».
Вечерний отборочный концерт, как и концерт в первый день, длился более четырех часов, поскольку борьба шла сразу в большом количестве номинаций, коих было семь:
Автор-исполнитель
Исполнитель
Композитор
Военно-патриотическая песня
Поэтическая номинация
Детско-юношеская
VIP
Предназначение последней номинации непонятно. Хотя, справедливости ради надо сказать, что именно и только выступления VIP номинантов, которых было, двеннадцать человек, показали каким должен и может быть весь фестиваль авторской песни!
В третий день состоялось награждение победителей и прошел гала-концерт победителей и членов жюри.
Не вдаваясь в глубокий анализ, делать который будут организаторы, отмечу как плюсы так и минусы фестиваля.

Плюсы фестиваля:
1. Старание организаторов и быстрое решение бытовых вопросов
2. Желание организаторов учиться и прислушиваться к советам
3. Неплохо проведенная рекламная Интернет-компания, среди Алматинского сообщества, людей увлекающихся бардовской песней
4. Организация работы транспорта

Минусы:

1. Совмещение Председателем жюри обязанностей Председателя и ответственного за творческую часть конкурса.
Без сомнения это должны быть два разных человека. Быть Председателем жюри и координировать одновременно ведение концерта задача сложная, даже для К. Дисселя.
2. Наличие экспромтов по ходу проведения фестиваля:
— в конкурсном концерте по просьбе зрителей позволялось исполнять более одной песни;
— появление откуда ни возьмись и вручение на гала-концерте второго приза «Гран-при»;
3. Отсутствие профессионального, несмотря на участие А.Олейникова и Т. Валитова, разбирающегося во всех нюансах АП, состава жюри: Председатель жюри Константин Диссель человек неизвестный в кругах авторской песни, правда имеющий опыт участия в работе театра авторской песни «ВИГУС».  Большинство членов жюри всё же больше тяготеют в своем творчестве к «современному шансону». Серьезная, мудрая песня, если бы она появилась на этом фестивале, возможно и не была бы оценена.

4. Неясная система подсчета голосов.  Осталась загадкой — что такое «перепевки». Видимо это, когда авторы, набравшие одинаковое количество баллов соревнуются заново. Хотя, может, я и ошибаюсь.
5. Концерты шли по ниспадающей. Самым насыщенным был первый концерт открытия. Гала-концерт лауреатов и членов жюри был, к сожалению, скомкан в силу нехватки времени. В данном случае было заранее известно, что времени до отъезда узбекской делегации оставалось мало и вероятно неверным было решение провести награждение, а уже потом через час-полтора сам концерт.
Кроме того, неправильно было и то, что в гала-концерте всем дали спеть по две песни, причем каждый раз выступающего об этом просил Председатель жюри.
6. Отдельно нужно сказать о пропускной системе в дом отдыха «Маралсай». Всяк входящий, не имеющий путевок должен был заплатить 1000 тенге, а ровно в 24-00 строгая комиссия вежливо выдворяла за ворота людей не оплативших ночлег в коттеджах. Палатки ставить было нельзя. Подобная система наверное вполне допустима на Восточном побережье США, но у нас такого быть не должно. Организаторам нужно подумать, как исправить этот крупный недочет в следующем году.

К минусам, не касающимся организации и проведения фестиваля, можно отнести неоригинальное название фестиваля. В России уже имеется фестиваль «Звёздное небо», прошедший в этом году в пятый раз.

По результатам конкурса необходимо отметить нескольких авторов-исполнителей, выделявшихся на фоне других участников фестиваля, а именно:

— Эдуарда Нурханова (Россия-Узбекистан) «Гран-при» фестиваля «Звездное небо -2010»

— Викторию Мурадян (Россия-Узбекистан)

— Виктора Кима (Узбекистан)

— Елену Хованскую (Казахстан-Алматы)
— Нину Ершову (Кузнецову) (Казахстан-Алматы)

Отдельно хочется сказать об одном из членов узбекской делегации — Олеге Григорьевиче Бордовском.

В свои 81 год он выглядит очень бодрым и жизнерадостным человеком. Олег Григорьевич рассказал, что держаться в такой форме ему помогает гимнастика и йога, которой он занимается несколько раз в неделю. Кроме этого он сочиняет стихи, что дает ему возможность и дополнительные силы, чтобы вместе с ребятами из клуба «Арча» выезжать на различные фестивали.

Советы организаторам на следующий фестиваль:
1. Организаторы должны определить для себя фестиваль какой песни они делают.
2. После ответа на первый вопрос необходимо сформировать соответствующий достойный и представительный состав жюри.
3. Проводить более жесткий отбор песенного материала конкурсантов, обращая внимание на тематику песен (не должен занимать первое место автор, поющий на конкурсом гала-концерте песню об акте, в нетеатральном его смысле)

4. Желательно между фестивалями заниматься поиском интересных авторов-исполнителей
5. На фестивале авторской песни все должно быть подчинено авторской песне (цыганочка в паузах работы жюри, и нетрезвое пение романсов, даже под хороший аккомпанемент, не украшает фестиваль авторской песни)
6. Заполнять свободное время мастер-классами, коих должно быть больше. Ведь есть свободное субботнее время — до обеда и после обеда, и в это время можно вместить 3-4 мастер класса.
7. Учиться на опыте не худших, а лучших  фестивалей, проходящих и проходивших в Российской Федерации и Казахстане:
Фестиваль «Петербургский аккорд» (Санкт-Петербург)
«Грушинский фестиваль» (Самара)

«Ильменский фестиваль» (Миасс)

Фестиваль «Астана» (Астана)
«Фестиваль авторской песни имени Валерия Грушина» (Самара)
Фестиваль «Мир бардов» (Самара)
Фестиваль «Поющие горы-2001 года» (Алматы)
Фестиваль «Чимбулак» (Алматы)
Опыт этих фестивалей неоценим и может привнести много полезного в фестиваль «Звездное небо».
Каждый из отмеченных пунктов плюсов и пунктов минусов можно еще больше развернуть и конкретизировать. Но это выходит за рамки одной заметки.

Собираясь на этот фестиваль, я преследовал две цели:
1. Посмотреть на новый фестиваль и сформировать о нем какое-то мнение.
По итогам фестиваля стойкого мнения у меня так и не сформировалось.
Все будет зависеть от того, насколько качественно организаторы проведут работу над ошибками. Пока же, как поёт в своей песне Александр Хайленко: «Вопросы есть! Ответов нет!»
2. Встретиться с представителями узбекской делегации, чтобы обсудить их участие в Совете региона, который создается с целью подготовки к фестивалю «Петербургский аккорд». Этот представительный фестиваль проходит раз в два года и следующий состоится в 2012г.
Обе эти цели оказалось выполненными, и ещё одна кандидатура Совета региона приняла свои полномочия. На сегодняшний день Совет среднеазиатского региона состоит из представителей трех республик — Казахстана, Узбекистана и Кыргызстана.
В заключение хотелось бы поблагодарить организаторов фестиваля «Звездное небо» за то, что им удалось провести этот фестиваль, а также пожелать уже сейчас начать подготовку к новому фестивалю и избежать при этом уже совершенных ошибок, если конечно, организаторы желают иметь статус крепкого регионального фестиваля авторской песни.

Информация об итогах фестиваля будет размещена на нашем сайте, после того, как её опубликуют организаторы фестиваля «Звёздное небо-2010»

Связанные ссылки:
— Фото с фестиваля «Звёздное небо-2010» (г. Алматы)

— Об итогах поездки на фестиваль узбекской делегации (Сайт «Мой Ташкент»)