ИЗ НИХ УСТАНЕТ КТО-ТО, И НЕБО УПАДЁТ… Сделать фестиваль не так-то просто…Это для приезжающих гостей видно верхушку, праздничную мишуру…Но за организацией каждого фестиваля стоят люди, бескорыстно отдающие своё жизненное пространство нам – жаждущим праздника, слушателям и отдыхающим.Сегодня у нас встреча с организаторами клуба авторской песни «Аэлита» и, в том же лице, организаторами фестиваля «Лиловый ветер» — Александром Силиным и Наталией Бутенко. С чего начинался «Лиловый ветер»?
Сначала возникла инициативная группа, которая проводила концерты с осени 2001 года, после выхода в свет альбома «Живая струна». В марте 2002 года Саша Силин встретился со своими друзьями-альпинистами, и, в частности, с Виктором Ключниковым, который и предложил организовать фестиваль на Писаных скалах на первомайские праздники во время проведения традиционных международных соревнований скалолазов «Ак-Коль». Виктор был организатором этих соревнований и стал одним из организаторов фестиваля. Поэтому «Лиловый ветер» был назван фестивалем туристской песни. Кстати сказать, Виктор Ключников и по сей день помогает нам в организации фестиваля.Когда вопрос об организации фестиваля был согласован и решен окончательно, начали искать спонсоров и поняли, что необходимо зарегистрировать юридическое лицо. Так появилось Творческое объединение «Аэлита», которое и стало официальным организатором фестиваля «Лиловый ветер». Все это происходило очень быстро: решение о фестивале созрело к концу марта, объединение зарегистрировано 1 апреля, первый фестиваль состоялся 1-3 мая 2002 г. Эту дату мы и считаем рождением фестиваля. Первым председателем жюри фестиваля стал Насер Кульсариев (на фото). Он очень тепло откликнулся на приглашение и поддержал организаторов. Он же и задал высокую планку «качества» лауреатов и дипломантов «Лилового ветра», он же стал и первым «чайханщиком» «Лилового ветра», привнеся в шуточный концерт особый дух традиционной «Чайханы».
Почему выбрали форму «фестиваля»? Ведь есть ещё «слёты», где не нужен конкурс, а в Новосибирске вообще проводятся в мае «маёвки», на которые просто съезжаются авторы и любители…
Хотелось организовать людям праздник души. А фестиваль – это и есть праздник. На первом фестивале даже салют был (на фото). Конкурс решили проводить, потому что было интересно определить уровень авторов и исполнителей, найти новых людей. Конечно, мы все воспитывались в традициях авторской песни, бывали на фестивалях клуба «Тоника» в 80-х годах, а в 90-х и сами в них участвовали. Да и по ТВ в советское время транслировались международные фестивали: Грушинский, Таллиннский, Киевский… В 2001 году прошел фестиваль «Поющие горы», организованный Ольгой Качановой, и члены оргкомитета «Лилового ветра» там отличились: Александр Силин стал лауреатом, Татьяна Кушулун, Леонид Тернов, Лидия Колесникова и Руслан Кудербеков – дипломантами. Безусловно, какие-то элементы были уже проверены многими годами фестивалей и учтены при подготовке «Лилового ветра». Много у нас и своих «фишек», придуманных по ходу организации. К примеру, указатели с цитатами из песен («Кому на север, а вам налево», «Вот новый поворот», «Еще немного, еще чуть-чуть» и др.); театрализованное открытие в формате мюзикла; шуточный конкурс «Мисс Или», фирменная статуэтка фестиваля и многое другое.
Саша, зачем тебе всё это надо? За столько лет наверняка не раз возникало желание всё бросить и больше не проводить фестивали…Лет пять назад я бы ответил, что делаю свой скромный вклад в развитие Авторской песни. А сейчас… Сейчас фестиваль — уже традиция, слабо зависящая от погоды, решений акиматов или формата и программы «Лилового ветра». Самое главное, что родилось и продолжает жить на фестивале — это атмосфера радости и единения с песней. Видимо мне, как и всем, кто приезжает каждый год в мае на Или, нужен заряд музыкально-созидательных энергий.
Кто из гостей фестиваля за эти годы запомнился больше всех? Чем?Все запомнились по-своему. Ведь гостей мы приглашаем именно таких, с которыми интересно пообщаться не только в творческом плане, но и просто о жизни. И все они разноплановые: рок-бард Вячеслав Нольфин с Байкала; неисправимый оптимист, идейный вдохновитель и организатор Всемирного дня бардовской песни Константин Шлямов из Читы; глубоко духовный, светлый большой поэт Юрий Анастасьян из Бишкека… Пожалуй, могу выделить Николая Старченкова, замечательного тюменского автора, который председательствовал на нашем фестивале уже дважды. Вот где кладезь для начинающих авторов. Его жюрейство – это сразу и мастер-класс. Колоссальный фестивальный опыт и огромный багаж житейской мудрости.
Наташ, со стороны можно сказать, что ты — основной творческий двигатель ваших задумок. Расскажи о разнообразии форм общения и работы в клубе, насколько мне известно, вы не только авторской песней занимаетесь? Творческое объединение «Аэлита» зарождалось не как клуб, а как координационный центр между творческими людьми. Изначально в него входили ребята из разных клубов. И по сей день члены «Аэлиты» параллельно участвуют в жизни других клубов и объединений. И это очень ценно, потому что только вместе, объединившись, можно создать что-то действительно большое и серьезное.По мере того, как мы развивались, пришло понимание, что нужно работать с начинающими авторами, чтобы общий уровень авторской песни в Алма-Ате рос. Поэтому мы стали проводить клубные встречи. Когда просто общаться, показывать новые песни, обмениваться мнениями, когда проводить полноценные мастер-классы по стихосложению, вокалу, владению гитарой, актерскому мастерству, технике владения микрофоном, сценической настройке… Есть у нас тренинговые программы: по развитию творческих способностей, межличностным отношениям, командной работе, развитию способностей и личностных качеств, саморегуляции. Это, так сказать, прикладные знания и навыки, которые помогают и на сцене, и в жизни.Периодически мы проводим творческие встречи с интересными авторами – своими и приглашенными, а иногда и приезжими. Бывают встречи просветительского плана, когда мы знакомим всех желающих с творчеством какого-либо интересного автора, поем его песни, слушаем записи, рассказываем о его жизни и творчестве. Также в клубе мы обсуждаем интересные статьи об авторской песне, презентуем новые альбомы, книги. А иногда просто пьем чай и делимся новостями, потому что мы уже хорошие друзья.Наташ, и ещё один вопрос: расскажи о названиях «Аэлита» и «Лиловый ветер».Название «Аэлита» возникло благодаря образу марсианки из одноименной повести Алексея Толстого. Легкая, летящая, с открытой душой. Только нам она представлялась крылатой. И фестивальная статуэтка несколько лет была именно такая – девушка с крыльями, в струящемся платье. «Лиловый ветер» — это тоже очень поэтично. Кто бывал на фестивале, наверняка обратил внимание, как выглядят облака над рекой и скалами на закате. Они — лиловые. А в это время на поляне цветут лиловые колокольчики…